Кризис трех лет или «второе рождение». |
Информация - Статьи |
"Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет…»
(Франсуа Ларошфуко)
Вашему малышу почти три годика?! Поздравляем Вас, дорогие родители! Ваш любимчик стал заявлять о себе! Он - единственный и уникальный! Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире» Внимание! Дома начинаются самые яркие запоминающие исторические события: любимой Мурке постригли усы, укоротили папин галстук - так намного симпатичнее, над маминой сумкой поработал дизайнер лаком для ногтей, телефон искупался в душистой мыльной пене, щи «заправили» аппетитной гушью, разноцветные отпечатки детских ладошек на любимых обоях … Уважаемые взрослые, признайте «уникальность» данного периода в развитии малыша! Не наказывайте «личность» уже в который раз и бесполезно, ведь в благодарность она проявит себя еще мобильнее и креативнее! Любое затишье на детской территории Вас должно обязательно насторожить! Возможно, «вождь краснокожих» вышел на тропу войны: «Я сам!»- прекрасной речью раздается клич на весь дом! Все глобальные «сражения» происходят как можно показательнее, с обязательным участием зрителей: в магазине, на пешеходном переходе, при адаптации к детскому саду, на развивающих занятиях… В лучшем случае, Вы испуганно задаете вопрос: «Что происходит с моим малышом? Словно подменили нашего послушного на несговорчивого чужого непоседу!» Отвечаем. Вы столкнулись с кризисом 2,5- 3 летнего возраста! Его основные признаки:
В 2,5- 3 года ребенок осознает себя личностью. Именно поэтому кризис трех лет в детской психологии называют «вторым рождением». Речь маленького человека в этот период еще активнее развивается. На подсознательном уровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе, что называется, в голос. Именно это он и делает в меру своих возможностей. В большинстве случаев малыш не осознает, что именно он хочет, где ему реализовывать свои несовершенные умения. Чтобы получить одобрение и признание, он начинает нервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Несправедливое обращение с ребенком, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать! Согласитесь: ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. Что делать, уважаемые родители?! Следует срочно поменять свое отношение к ребенку. Признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, дать ему возможность идти своим путем и быть понятым. Пусть лучше делает ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Внимание! Если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие крохи нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности. Как правильно вести себя с «бунтарем» и «забиякой»?! Ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. Вы уже достаточно хорошо знаете своего ребенка и наверняка имеете в запасе парочку способов того, как можно его успокоить. Можно игнорировать всплески негативных эмоций или реагировать на них по возможности спокойно. Данный способ идеален, если ... он срабатывает. Но некоторые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. В этом случае нужно «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ребенок может привыкнуть и хорошо запомнить: за его слезами и капризами обязательно последуют «обнимушки-поцелушки-пожалюшки»…Мы советуем для прекращения истерики самый простой способ – переключение внимания. Дети очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка или предложение заняться чем-то другим, интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы. Регулярное посещение комплексных развивающих занятий – необходимое условие для развития новой родившейся личности. Под грамотным руководством педагога проводятся сюжетно-ролевые игры – главные помощники в преодолении кризиса трехлетнего возраста. Игра, как основной вид деятельности дошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человека самостоятельно строить взаимоотношения. Дорогие наши родители! Кризис трех лет – естественная фаза в развитии ребенка. Он стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства. Если мы - взрослые: мама, папа, бабушки, дедушки не заметим этого, будем относится к ребенку по-прежнему, как к маленькому, будем ограничивать его инициативу, регламентировать активность, будем невнимательны к интересам, забудем про любимые развивающие занятия, то кризис только обострится. Ребенок станет несговорчивым, а эта черта поведения может надолго поселиться в его характере.Так будем же мудрыми и благоразумными - перестроим свои взаимоотношения с ребенком, легко преодолеем трудности. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых. Удачи! И до встречи на занятиях!
P.S.: Кстати, есть дети, которые в три года почти не обнаруживают каких-либо негативных проявлений. А если и обнаруживают, то они проходят так быстро, что родители могут их даже не заметить. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Поэтому основная задача родителей в такой ситуации – наблюдатьза появлением нового в поведении ребенка: формированием воли, самостоятельности, гордости за достижения. |